«Ацис и Галатея»: work in progress

12 и 13 октября при поддержке Украинского культурного фонда на сцене Национальной музыкальной академии состоится премьера оперы Георга Фридриха Генделя «Ацис и Галатея». Это – первая украинская постановка оперного произведения Генделя.

ацис і галатея

И авторы проекта стараются сделать ее незабываемой, превратив в главное оперное событие года. На постановку приглашены немецкий дирижер Йорг Халубек и украинский режиссер драматического театра Тамара Трунова. Одевают артистов в спектакле украинские дизайнеры Finch.

Сюжет Ациса и Галатеи – классический любовный треугольник: рассказ о печальной судьбе страстно влюбленных нимфы Галатеи и юноши Ациса, которого из ревности убивает циклоп Полифем. Но кто хоть раз был на спектаклях Тамары Труновой, наверняка знает, что его ждет совершенно другая история. Первоначальный сюжет для нее – лишь повод сконструировать полный сюрпризов параллельный мир, в отдельных точках соприкасающийся с первоисточником. Так будет и в киевском «Ацисе».

(автор – Светлана Молчанова)

Детали пока держатся в секрете, но уже стало известно, что место действия – курорт на берегу моря, а Галатея – стюардесса аэробуса, который чартерами доставляет туда туристов.

Оркестровые репетиции проводит Йорг Халубек.

(автор – Константин Гомон)

Это известный эксперт в музыке барокко Его приезд стал возможен благодаря содействию программы Сulture Bridges. И хотя школа исполнения старинной музыки в Украине имеет не такую давнюю историю и традиции, как в Европе, о наших музыкантах господин Халубек отзывается очень лестно «Совершенно не ощущаю разницы в профессиональной подготовке украинских и европейских музыкантов. Кроме того, они очень открыты, с готовностью идут на контакт с этой музыкой. А в итоге именно это – самое важное».

(автор – Константин Гомон)

На режиссерских репетициях знакомлюсь с артистами. К постановке готовятся два состава, поэтому всех солистов по двое – две Галатеи (сопрано Катерина Левицкая и Инна Гусева), два Полифема (басы Игорь Воронка и Евгений Рахманин). Ацис пока один – тенор Сергей Колесник. Второй прибудет в Киев из Италии – это звезда оперной сцены Леонардо Кортеллацци, которую представит киевской публике Итальянский институт культуры в Украине.

Есть еще один персонаж – Деймон. В опере Генделя это друг Ациса, мужской персонаж, исполняемый контратенором, а по замыслу Тамары Труновой – женская роль. «Сексапильная, прагматичная и предприимчивая девушка, – говорят о ней исполнительницы роли, сопрано Дарья Новицкая и Анна Твердова. – Она влюблена в Полифема, который сосредоточен на Галатее (хоть та и не проявляет к нему ни малейшего интереса). И, чтобы убрать соперницу, придумывает многоходовую комбинацию, организовывая ей роман с Ацисом».

(автор – Светлана Молчанова)

Эти двое – Полифемы. По сюжету Полифем из ревности убивает Ациса. Спрашиваю, случалось ли в реальной жизни сильно ревновать. «О, да! Я очень ревнивый!» – признался Евгений Рахманин. «А мне не случалось, –ответил Игорь Воронка. – Буду искать примеры отчаянных ревнивцев в художественных произведениях и ориентироваться на них». Но оба сошлись на том, что Полифем – неоднозначный герой. Он брутальный, примитивный. Но как только он ощущает, что его отвергли, проявляет не на шутку сильные и разные по оттенкам эмоции.

Под звуки клавесина хореограф Павел Ивлюшкин репетирует c хором. «У хора здесь наиболее активная двигательная пластика, – комментирует Павел. – Хор, как свидетель происходящего между персонажами, оттеняет и подчеркивает их отношения.  В оперном театре всегда приятно не только слушать, но и смотреть. Согласитесь, ведь далеко не все будут оценивать исключительно музыкальное исполнение. А картинка, действие и движение на сцене поможет всем зрителям включиться в историю, понять ее и пережить».

Костюмы для «Ациса и Галатеи» придумывали Finch – Катерина Бякова и Максим Голуб, известные своей любовью к монохрому, минимализму, многослойным геометрическим силуэтам. «Это большой челендж, – говорит Катерина. – Ты работаешь в команде, ограничен определенными установками. И в таких условиях очень интересно сохранить свой стиль и одновременно – вплести его в поставленные задачи, презентовать и команду, и себя». «Опера – это искусство вечное, потому что говорит о человеке, о любви, жизни, смерти – о том, что остается неизменным. Поэтому не имеет смысла цепляться в костюмах, в декорациях за какие-то отметки времени. Костюмы не должны отвлекать внимания от главного – голоса и музыки». Всю оперную коллекцию Finch мы увидим на премьере. Хотя один из костюмов Катерина уже показала (новая капсула Finch – на фото).

Премьерные спектакли состоятся в Большом зале имени героя Украины Василя Слипака Национальной музыкальной академии Украины имени П.И.Чайковского. Но кроме этого увидеть первую украинскую постановку Генделя можно будет и онлайн 12 октября на платформе https://opentheatre.net/

Опера действительно может быть иной – как говорят авторы проекта, без стен, стереотипов и снобизма. Стоит лишь войти и открыть свое сердце.

Юлия Пальцевич

Yuliya Yarmarkina
Yuliya Yarmarkina

Chief Editor

No Comments Yet

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>